2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме.

Многие психические расстройства, наблюдающиеся у взрослых людей, возникают в детском возрасте. Одним из таких заболеваний, является аутизм. Аутизм — это нарушение психического развития, которое  характеризуется расстройствами моторики и речи, приводит к нарушению социального взаимодействия. Заболевание это в последнее время встречается довольно часто (5-20 случаев на 10 000 детей). Это заболевание наиболее четко проявляется от 2-х до 5-ти лет.

Поведение детей с синдромом аутизма однообразно. Они часами могут совершать одни и те же движения: пересыпать часами что либо, перебирать бумаги, они активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних. Не дают адекватную эмоциональную реакцию на появление матери или отца, или их уход. Часто бывают равнодушными к близким. При детском аутизме отмечается неравномерность развития психических функций (память, внимание, целенаправленности). Как правило, имеется место значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания (еда, умывание, одевание, раздевание). Речь может развиваться нормально и с задержкой. Больше страдает коммуникативная функция речи, а «автономная» речь достаточно развита. Интеллект с синдромом детского аутизма бывает либо нормальным, либо дети отстают в психическом развитии незначительно. К концу дошкольного возраста постепенно происходит стирание некоторых проявления раннего детского аутизма, а в младшем школьном возрасте происходит редукция и частая трансформация этих симптомов в другие. Прогноз при синдроме раннего детского аутизма разнообразен, наиболее благоприятное течение может трансформироваться в психопатию, а в более худшем случае в атипичную форму умственной отсталости.

Крайне необходимо система специализированной помощи детям, с расстройствами аутического спектра. Нужны особые условия, формы и методы обучения воспитания. Важным фактором лечебно-реабилитационного процесса является степень участия родителей и эффективность взаимодействия специалистов с ближайшим окружением ребенка. Семейное консультирование и семейная психотерапия является неотъемлемой частью помощи таким детям. Коррекционная работа детей с аутизмом должна в обязательном порядке, носит комплексный характер, это медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь.

Советы родителям:

— много разговаривайте с ребенком, объясняя происходящее вокруг, говорите новые слова, не требуя немедленного их повторения;

— постоянно вовлекайте ребёнка в обсуждение планов на предстоящий день,     обговаривайте их в процессе исполнения, затем оценивайте прошедший день;
— постепенно переходите к составлению планов на более длительные сроки;
— давайте возможность детям регулировать свои действия с помощью речевого   планирования.
         Работа с агрессией:

— при агрессии не следует ребёнка ругать, надо отстранить и занять чем-то другим;

— игры, занятия с ребёнком должны отражать смену природных условий. Наблюдая за жизнью птиц, растений, ухаживая за ними, ребёнок подходит к осознанию «живого»,

ответственности за него.

— необходимо знакомить аутичного ребёнка с жизнью других детей.
Целесообразно приобщение его к детским праздникам, походам в зоопарк, цирк,  на просмотр мультфильма.

Все эти мероприятия помогают аутичному ребёнку лучше ориентироваться в

окружающем мире, преодолеть его изоляцию.