5 правил сексуальной безопасности, которые должен знать каждый ребенок

Есть вещи, о которых не только говорить, но и думать страшно. Да, это сексуальное насилие, связанное с детьми. Но спрятать голову в песок — это худшее, что мы можем сделать.
Когда думаешь о том, что младенцы, малыши и маленькие дети могут стать жертвами сексуального насилия, кажется, что мир сошел с ума. И все же такие вещи происходят, и происходят каждый день.
К тому времени, как дети, достигнут подросткового возраста, около 1,8 миллиона детей в мире станут жертвами сексуального насилия или нападения. После этих цифр многим хочется держать своих детей в безопасном коконе всю жизнь, нас одолевает гнев и ужас.
Но давайте на минуту оставим в стороне ужас и гнев. Да, надо признать, что мы не в состоянии контролировать все, что происходит с нашими детьми, но у нас есть несколько эффективных способов, которые помогут нам их защитить. Откровенный разговор с ребенком о сексе, о теле и его границах стоит начинать уже в том возрасте, когда ребенок научился говорить. Некоторым родителям беседы на такие темы даются очень тяжело, и все же это необходимо, это то, что действительно может защитить детей от насилия.
Издательство Educate2Empower Publishing, которое с 2014 года выпускает книги по детской безопасности, недавно выпустило плакат под названием «Мое тело: правила безопасности». И это просто отличная вещь. Плакат описывает пять правил «безопасности тела» — эти правила сформулированы специально для детей, они не пугают ребенка, наоборот, написаны в дружеской форме, простым и понятным детям языком. Этот плакат — отличная возможность и детям, и родителям узнать и обсудить вопросы своих и чужих границ.
Давайте разберем плакат по пунктам — что они означают и как отражаются на наших детях.
«Мое тело — мое и только мое!»
«Если я не хочу целоваться или обниматься с кем-то, я могу сказать — нет. А вместо обнимашек можно „дать пять“, пожать руку или послать воздушный поцелуй. Я — хозяин своего тела и все будет так, как я хочу!»
Ребенок не обязан никого обнимать или целовать, если он этого не хочет. Даже если это бабушка или старенькая соседка. Да, теоретически нет ничего плохого в невинных поцелуях и объятиях. Но речь идет о том, чтобы научить своего ребенка тому, что его тело — оно его собственное, и только он сам может им распоряжаться. Ну, за исключением случаев, связанных со здоровьем и медицинскими процедурами, о которых мы еще поговорим.
Ребенок должен знать, что у него есть взрослые, которым он может доверять
«У меня есть пятеро взрослых, которым я доверяю, вот они. Им я могу рассказать все на свете, и они мне поверят. Если меня что-то беспокоит, мне страшно или я чувствую опасность, я расскажу кому-то из них, что со мной происходит и почему».
Дайте ребенку понять, что в его жизни есть взрослые, к которым он может пойти в случае чего. Эти люди не начнут стыдить и обвинять, наоборот, они выслушают ребенка и поверят ему, о чем бы ни шла речь. Большинство детей и так интуитивно знают, к кому они могут обратиться, но лучше все же назвать их поименно, даже если этот список будет очень-очень коротким. Пусть ребенок сам поможет вам составить такой список, ведь это должен быть человек, которому ОН доверяет.
Итак, если случается что-то необычное, дети должны знать заранее, что есть люди, которым они могут рассказать все — какими бы странными, неприятными или ужасными ни были их чувства или ситуация, в которой они оказались.
Ребенок должен знать, по каким ранним признакам можно определить, что происходит домогательство или нарушение границ
«Что происходит, когда мне страшно или я чувствую опасность? Я могу вспотеть, меня может подташнивать, может начаться озноб или сердцебиение. Эти знаки должны меня насторожить. Если я почувствую что-то такое, я сразу обращусь к взрослому, которому я доверяю».
Травма, которую пережил ребенок, проявляется прежде всего через телесные ощущения, но дети часто не понимают, что происходит с их телом, и что за странные ощущения они испытывают. Нужно рассказать, что потоотделение, тошнота, сердцебиение или озноб могут быть признаками беспокойства или дискомфорта. Дети должны знать, что ощущения, которые они испытывают, реальны и от них не нужно отмахиваться, наоборот, надо рассказать о них взрослому, которому они доверяют.
Ребенок должен знать, что он не обязан хранить секреты. Ни с кем, никакие и никогда
«Я никогда не буду хранить тайну, если мне от этого не по себе. Если кто-то попросит меня держать что-то в секрете, а мне это не нравится, я пойду и расскажу об этом взрослому, которому я доверяю».
Абьюзеры часто заставляют своих жертв поклясться в том, что они сохранят в тайне все, что произошло. Они внушают детям, что если те расскажут кому-то о случившемся, то поступят очень плохо. Это повлечет за собой ужасные последствия как для них самих, так и для абьюзера, и в результате всем будет еще хуже.
Поэтому крайне важно объяснить детям, что они не обязаны хранить секреты — никогда и никакие. Расскажите ребенку, что если кто-то просит их держать что-то в секрете, а его эта тайна тяготит, то он не должен ее хранить и может рассказать о ней взрослому, которому он доверяет.
Ребенок должен знать, что интимные части тела — это что-то очень личное. Чем раньше он это усвоит, тем лучше
«Интимные части тела — это те, которые закрывает мой купальник или плавки. Я знаю, как они правильно называются. Никто не может их трогать. Никто не может просить меня потрогать их интимные части тела. И никто не должен показывать мне эти части тела на картинках или фотографиях. Если что-то такое случится, я сразу же расскажу об этом взрослым, которым я доверяю».
Об интимных частях тела надо начинать разговор как можно раньше. Пожалуйста, не используйте эвфемизмы — так, наоборот, все будет звучать глупо и неловко. Называйте все своими именами: пенис, вагина, анус и т. д. Не волнуйтесь, вы справитесь, так же, как и ваши дети.
Ведите себя уверенно и по-взрослому, дайте детям понять, что интимные органы — это не что-то стыдное И, конечно, дети должны знать, что их интимные части тела принадлежат им и только им. Никто не должен к ним прикасаться, кроме мамы и папы (когда надо что-то вытереть или поменять одежду в случае «аварии») или когда это нужно для медицинского осмотра или процедуры (в кабинете врача, когда родители находятся тут же или поблизости). Дети должны знать, что нормальный взрослый не будет просить их прикоснуться к их интимным частям тела и не станет им ничего показывать.
Мамы и папы! Я знаю, что вести такие разговоры с детьми не очень легко. Но в основном смущение испытываем мы, а не дети. Тем более маленькие дети, для которых еще нет никаких запретных тем. Вот вам еще одна причина для того, чтобы начинать такие беседы как можно раньше.
Наша задача как родителей — научить своих детей понимать, что происходит или уже произошло что-то неправильное
Нужно, чтобы у детей был нюх на «плохие» ситуации. Нужно научить их доверять своей интуиции, если они чувствуют, что с этим человеком или ситуацией, в которой они находятся, что-то не так. И, наконец, мы должны так построить свои отношения с детьми, чтобы с любыми проблемами и подозрениями они пришли именно к нам.
Мы не можем предотвратить все плохое, что может случиться с нашими детьми, но мы можем объяснить им, где и как искать защиты в случае чего. Мы можем научить их осознавать, что их тело принадлежит только им. Мы можем привить им чувство уверенности и научить их не бояться говорить о том, что кто-то нарушает их границы. Это немного, да, но это жизненно важно для наших детей. И они, безусловно, заслуживают того, чтобы мы сделали это для них.
Правила сексуальной безопасности, которые должен знать каждый ребенок
Число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних постоянно растет. В большинстве случаев их совершают не случайные прохожие, а знакомые детям люди. Чему и как научить ребенка, чтобы он распознал опасную ситуацию и вовремя рассказал о ней.
Разговоры и подглядывания: что считать сексуальным насилием
К четырем годам ребенок начинает больше контактировать с окружающим миром, ходит в сад, посещает кружки, может остаться с ночевкой у родственников. И родители уже не всегда могут проконтролировать, как и с кем он общается.
Психологи, медики и другие специалисты определяют сексуальное насилие над детьми как «вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые акты сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды».
Сексуальное насилие бывает не только контактным (от стимулирования интимных зон до собственно полового акта), но и бесконтактным – соблазняющие разговоры, подглядывание, обнажение и половые отношения в присутствии ребенка. Именно поэтому важно говорить с ребенком о его безопасности и учить его распознавать потенциальную угрозу.
Правило нижнего белья
Самое главное, что должен знать ребенок примерно к четырем годам, – что такое интимные зоны и кто может к ним прикасаться.
Ответ на этот вопрос очень простой: интимные зоны — это то, что скрыто под нижним бельем, а прикасаться к ним можно самому ребенку, его родителям и врачу в присутствии родителей̆.
– Насилие зачастую совершается, в том числе и близкими людьми, вхожими в семью. Если ребенок не будет твердо знать, что даже врач может трогать его только в присутствии родителей̆, есть вероятность, что он не отреагирует на потенциально опасную ситуацию, – напоминает Екатерина Чурилина, психолог, участница проекта по сексуальному образованию для подростков и родителей «Неудобный разговор».
Конечно, необходимо, чтобы ребенок владел лексикой, с помощью которой можно описать то, что с ним происходит, без стыда.

«Нет, уйди, расскажи»
«За молчанием может прятаться самая жестокая ложь», – говорил писатель Роберт Льюис Стивенсон. Роль молчания в том, что касается сексуального насилия, нельзя переоценить.
– Люди, которые способны на насильственные действия по отношению к детям, очень боятся огласки, – подчеркивает Екатерина Чурилина. – Они потому и идут к ребенку: ведь взрослый̆ человек может рассказать, позвать на помощь. А дети вроде как не способны прийти с такой̆ проблемой̆ к взрослым, потому что стыдно.
Есть очень простое правило, которое стоит запомнить и детям, и взрослым. Оно называется «Нет, уйди, расскажи». Если ребенку что-то не нравится в происходящем, например, кто-то «плохо» к нему прикасается, нужно действовать по этой̆ схеме:
1. Сказать нет.
2. Покинуть опасное место или выйти из некомфортноей ситуации.
3. Рассказать о случившемся тому, кому доверяешь.
Важно выучить вместе с детьми правило «Нет, уйди, расскажи» и регулярно напоминать, что это отличное руководство к действию в любых некомфортных ситуациях.
Например, это правило очень хорошо работает с людьми, которые пристают в общественном транспорте. Если дать такому человеку отпор или как-то громко выразить протест, он тут же удаляется, потому что ему самому страшно.
«Нет» значит «нет»
Чтобы ребенок был способен внутренне противостоять насильственным действиям, он должен уметь говорить «нет». А чтобы этот навык был рабочим, необходимо, чтобы мама и папа сами верили в сказанное им «нет». Екатерина Чурилина уверена:
– Если ребенок, например, говорит: «Нет, я не буду есть манку», а родитель его регулярно заставляет ее есть, это плохо. Ребенок начинает думать: «Что бы я ни делал, все равно все будет так, как хочет взрослый̆». И в таком случае – рассказываете вы ему про правила или не рассказываете – ребенок будет уверен, что проще перетерпеть, чем спорить и сопротивляться.
Часто так бывает, что детей̆ заставляют терпеть прикосновения, которые им неприятны. Например, в гости приехала любящая бабушка, и она все время старается приобнять, похлопать или ущипнуть ребенка – из самых лучших чувств, конечно. Детям далеко не всегда это нравится, но многие родители говорят: «Это же бабуля, она так тебя любит! Потерпи». Так вот: заставлять ребенка терпеть в такой̆ ситуации однозначно нельзя. – Нужно прийти малышу на помощь и сказать родственнику: «Не нужно ребенка трогать, ему неприятно», – поясняет Екатерина Чурилина. – Так он поймет, что сам может регулировать чужие прикосновения. Если ему приятно – могут прикасаться, если нет – не могут.
«Скажи, что ты чувствуешь»
Очень важно говорить с ребенком о том, что ему нравится, а что не очень, изучать вместе с ним разнообразие ощущений.
Дети не всегда осознают свои чувства. А чтобы осознать, что ты ощущаешь, нужно развивать чувственный словарь. Нравится ли это, что ты чувствуешь, почему это – приятно, а это – нет?
Если ребенку все время «возвращать» эмоции, он начнет их осознавать. Потом ему будет легче отказаться от того, что причиняет неудовольствие. Но это все не будет работать, если не дать ему представление о личностных границах – в том числе и о телесных.
Недетские игры: тревожные признаки
Дети, подвергающиеся насилию внутри семьи или в близком кругу, могут испытывать по отношению к агрессорам амбивалентные чувства: это же «свой», я его знаю и люблю, но он делает мне неприятно, больно. Сексуальное насилие в таких ситуациях выявить сложно: ребенок боится и молчит, а родители могут «не замечать» тревожных симптомов. Или предпочитают считать, что он «все выдумал». Почему так происходит?
– Сложно обсуждать тему насилия, легче не поверить рассказу, чем признать, что все произошло, и включиться в программу помощи ребенку. Для этого нужно иметь немалое мужество. Но наша практика показывает, что врут о сексуальном насилии только 3% детей в возрасте до 12 лет и 8% детей в возрасте от 12 до 15 лет.
Существует множество признаков, по которым можно понять, что с ребенком происходит что-то нехорошее. Среди них – изменение поведения и аппетита, боязнь оставаться наедине с кем-то из родственников или близких, энурез, ссадины и кровоподтеки около половых органов, «сексуальное» поведение и соответствующие игры. Если вы заметили какие-то из них, стоит немедленно обратиться к специалистам – медикам и психологам.