
Важнейшим аспектом в сохранении здоровья и физического развития школьника, его успеваемости является обеспечение ребенка правильно обустроенным рабочим местом, как в школе, так и в домашних условиях. Ведь несоблюдение норм и правил при обустройстве рабочего места учащегося в ходе школьного периода может способствовать нарушениям в формировании его осанки, органов зрения и развитию других патологий.
Обучение в школе (как в социальном, так и в физическом отношении) является очень ответственным моментом в жизни ребенка. Поэтому с целью сохранения здоровья школьника в ходе учебного года предлагаем соблюдать несколько правил.
Важно обустроить дома рабочее место ребенка. Правильно организованное оно – важный фактор профилактики нарушений осанки и зрения. Рабочий стол должен «расти» вместе с учеником. Лучше всего приобрести стол-трансформер с регулируемой высотой и углом наклона. Перед покупкой стола необходимо посадить за него ребенка. Столешница должна находиться примерно на уровне солнечного сплетения. Если попросить ученика поставить на стол локти, а ладошки вытянуть вверх так, словно он поднял руку для ответа, то при идеальной посадке кончик большого пальца должен находиться на одном уровне с глазами. Оптимальная высота стола – на 2–3 см ниже локтя ребенка (в положении стоя).
Для обеспечения удобной, рациональной рабочей позы желательно приобрести регулируемый по высоте стул. Важно предусмотреть подставку под ноги. При правильной посадке стопы должны полностью стоять на полу (подставке), а колени – согнуты под прямым углом. В идеале спинка стула должна регулироваться, чтобы ребенок мог сидеть прямо, не откидываясь назад и не наваливаясь грудью на стол. Расстояние между столешницей и грудной клеткой должно быть примерно 10 см, расстояние от глаз до книги – не менее 30 см.
Рабочее место, чтобы оно было максимально обеспечено естественным светом, лучше расположить возле окна. Рекомендуется также купить настольную лампу. Свет должен падать слева от ученика (для левшей – справа), чтобы от рабочей руки не возникала тень. Не стоит допускать прямого действия источника света на глаза: ребенок должен воспринимать освещение, отраженное от рабочей поверхности.
Важно предложить самому школьнику поучаствовать в обустройстве своего рабочего места. Объясните ему все важные аспекты и спланируйте вместе: где, что и как будет стоять. За таким рабочим столом, в обустройстве которого ребенок сам участвовал, он будет заниматься охотнее, что положительным образом скажется на его успехах в школе.
Соблюдение этих простых рекомендаций сделает процесс обучения не только комфортным, но и безопасным.