Памятка педагогу «Ребенок с СДВГ»

Синдром дефицита внимания и гиперактивности представляет собой проблему большой социальной значимости в связи с резким увеличением гиперактивных детей. Клинические проявления заболевания выражаются в следующем:
1. Невнимательность:
• Ребенку сложно выполнять задание без ошибок в силу рассредоточения внимания и низкой концентрации.
• Неспособность вслушиваться в инструкции.
• Неспособность организовать свою деятельность.
• Неспособность сосредоточиться на деталях.
• Часто теряет, забывает вещи.
• Легко отвлекается на посторонние раздражители.
2. Гиперактивность:
• Находится постоянно в движении, испытывает трудности нахождения на одном месте.
• Неспособность играть в тихие, спокойные игры.
• Суетлив, бесцельно бегает, свойственно хаотичное поведение.
3. Импульсивность:
• Вскакивает с места во время занятий, испытывает потребность в движении.
• Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
• Не может дождаться своей очереди.
Следует отметить, что все выше перечисленные признаки должны сохраняться не менее полугода, чтобы можно было диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Принимая во внимание неуклонный рост числа детей с СДВГ, встает вопрос о специфике их обучения. В этой памятке мы дадим рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с гиперактивным ребенком.
1. Необходимо ознакомиться с понятием синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), симптоматику и проявления во время занятий.
2. Провести консультацию с родителями гиперактивного ребенка с целью рекомендовать занятия по коррекции внимания с психологом детского сада илимммшколы.
3. Проведение логопедических занятий в первой половине дня.
4. Создание рабочего места без лишних отвлекающих факторов.
5. Использование простых средств – план занятия в виде списков, графиков, наглядных плакатов с рисунками, песочные часы, часы с будильником.
6. Деление лексических тем на более короткие и частые периоды с использованиемиифизкультминуток.
7. Снижение требований в начале работы к аккуратности и оформлению тетради с целью формирования чувства успеха.
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее, озвучивать планиизанятия.
9. Использовать тактильный контакт (поглаживания, ободряющие прикосновения, элементы массажа).
10. Использование четких, конкретных и коротких инструкций, подкрепленных зрительным материалом.
11. Своевременное поощрение ребенка за старание, не оставляя похвалу на конециизанятия.
12. Предоставление ребенку возможности обращаться за помощью. Если его деятельность при выполнении задания становится беспорядочной и хаотичной, помогите ребенку вовремя правильно организовать свою работу.
13. Предоставьте ребенку право выбора при выполнении аналогичных задач.
14. Во время фронтальных занятий, следует сажать ребенка на 1 – 2 парту.
15. Старайтесь отдавать предпочтение индивидуальным занятиям.
16. Во время фронтальных занятий стоит использовать дидактические игры в парах, избегая беспокойных шумных игр, которые предполагают взаимодействиеттвсейттгруппы. 17. Отслеживайте наступление переутомления, которое приводит к снижению самооценки и перевозбуждению нервной системы ребенка.
18. В отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку, подчеркивая его достижения и мотивируя на последующие успехи.
19. Избегайте повторения слов «Нет» и «Нельзя». Фразу «Нельзя ерзать на стуле!» можно заменить фразой «У тебя получится лучше, если ты не будешь ерзатьттнаттстуле». 20. Говорите с ребенком сдержанно, спокойно, мягко, но уверенно.
21. Поощряйте ребенка за виды деятельности, которые требуют концентрацию внимания (кубики, чтение, игры на распределение внимания).
22. В определенный отрезок времени ребенку следует давать только одно упражнение и дать ему возможность его завершить.
23. Разработать и расположить на видном месте для ребенка перечень правил поведения во время занятия, и проговаривать их вслух.
24. Используйте метод переключения, когда ребенок сильно перевозбужден, например, можно задать неожиданный вопрос, предложить другой вид деятельности или подвести ребенка к зеркалу и показать, как он выглядит в моменттткапризов.
25. Развитие произвольности появления навыков самоконтроля: дублирование инструкций, самостоятельное исправление ошибок под контролемттспециалиста.
26. Обучение ребенка навыкам организации и планирования своей деятельности с помощью составления списков и последующего зачеркивания тех задач, которые уже выполнены.
Таким образом, личность педагога, характер его взаимоотношений с гиперактивным ребенком, а так же правильная организация коррекционно-развивающего процесса играет определяющую роль на пути его развития и обучения.