Учимся «не гореть»

Психопрофилактические и коррекционные рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния.

Помогают избежать эмоционального выгорания:

  1. сознательная забота о здоровье, ведение ЗОЖ, занятия спортом;
  2. поддержка адекватной самооценки и уверенности в себе, своих способностях и возможностях;
  3. опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  4. способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
  5. высокая мобильность;
  6. открытость;
  7. общительность;
  8. самостоятельность;
  9. стремление опираться на собственные силы;
  10. умение формировать и поддерживать позитивные, оптимистические установки и ценности.

Осваиваем саморегуляцию

Саморегуляция — это управление психоэмоциональным состоянием с помощью слов, мышечного тонуса и дыхания.

Эффекты:

  • успокоение (устранение эмоциональной напряженности);
  • восстановление (снижение утомления);
  • активизация (повышение психофизиологической реактивности).

Способы:

  • улыбка, смех;
  • размышления о приятном;
  • активные движения (потягивание, расслабление мышц);
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной);
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • занятие творчеством;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо.

Если вы заметили первые признаки выгорания…

Осознайте, что проблема есть и она требует внимания.

Надо понимать: выгорание не случается в одночасье, оно накапливается с течением времени и зависит от множества факторов. Тот, кто помогает людям, как правило, стремится отрицать собственные психологические затруднения. В сложных жизненных) ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы психологической защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Забота о других действительно может принести облегчение
но только на время. Чрезмерная активность вредна, если отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами. Блокирование своих чувств и активность,  выраженная сверх меры; могут замедлить восстановление.

Заручитесь физической и эмоциональной поддержкой со стороны. Обсудите ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Полезна работа со знающим коллегой, который: при необходимости поможет в профессионально-личностном совершенствовании.

В свободное время побудьте в уединении (например, в комнате
психологической разгрузки).

Не скрывайте чувства. Проявляйте эмоции и обсуждайте их с
друзьями.

Говорите о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть опыт наедине с собой или вместе с кем-то.

Не ожидайте, что выгорание пройдет само по себе. Если не принимать мер, грустные мыс ли будут посещать в течение длительного времени и усугублять состояние.

Справляемся с выгоранием глубокой стадии

В тяжелых случаях необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. Она сложна и болезненна. Требуется помощь профессионального психолога.

Сначала предстоит снять «панцирь бесчувствия» и разрешить
эмоциям выйти наружу. Их подавление может вести к неврозам и физическим проблемам.

Надо избавиться от разрушительных «ядовитых» чувств (в частности, агрессивных);  «расчистить» внутреннее пространство,  освободить место для возрожденных или прихода новых.

Следующий этап — пересмотр жизненных целей и ценностей,
мифов и представлений, отношения к себе, другим и труду. Важно принять и укрепить свое «Я», осознать благо жизни и здоровья,
занять профессиональную позицию в работе.

Только после этого шаг за шагом изменяются отношения с окружающими и способы взаимодействия с ними. По-новому воспринимаются своя роль и другие жизненные модели поведения. Человек обретает уверенность в собственных силах, а значит — выходит из-под  действия синдрома эмоционального выгорания и готовится успешно жить,

работать, творить.

 

 

Информацию по материалам методиста,  преподавателя психологии Белорусского госмедколеджа подготовила:

 

психолог УЗ «Костюковичская ЦРБ»                         Бородавченко И.М.