Семья и воспитание ребенка.

 

Семья и воспитание ребенка.

Все мы вращаемся и  стремимся к чему-то в круговороте под названием «жизнь». Сколько всего надо успеть, не упустить, что порой в спешке забываем о главных ценностях.  Главная ценность —  это  наша семья и отношения в ней, а главное чудо в нашей жизни – дети.

Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основным стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи,  но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что все должно быть для него. За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом: пренебрежением к родителям, семье, людям.

Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи,  и каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о своей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

Воспитание ребенка в семье – это достойное, непрерывное приобретение полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания – это пример родителей. Их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Ребенок воспитывается не только тогда, когда ему что-то запрещают  и не тогда, когда его поучают или контролируют. Для него гораздо важнее те «мелочи», которые незаслуженно упускаются взрослыми из виду. То, как мы одеваемся, разговариваем с другими людьми,  радуемся или печалимся, как общаемся между собой, смеемся, отдыхаем — именно  такие моменты впитываются ребенком, словно губкой.

Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большей степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль, это когда дети живут в атмосфере доброты и вежливости. Когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики.

Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями.  Доверяйте ему,  ваше доверие, основанное на знании,  будет воспитывать у него личную ответственность. Кроме доверия ребенку необходимы ваши ласковые слова и невербальные послания – улыбка,  одобряющий кивок,  восхищенный взгляд, подбадривающее похлопывание по плечу. Ребенку необходимо слышать и чувствовать, что он любим. Поэтому как можно чаще говорите своему ребенку: « Мы рады тебя видеть».  «Как хорошо, что ты у нас есть». «Мы так счастливы, что ты наш сын, дочь».

Задача семьи и родителей помочь освоить ребенку внешний мир, понять свои возможности и ограничения, сохраняя интерес и желание двигаться дальше. Поэтому родители предъявляют требования, ставят задачи и вместе с тем подбадривают во время неудач, помогают справляться со сложностями. Можно сказать: «Опять у тебя ничего не получается, а можно: «Попробуй еще, все у тебя получится». Можно сказать: « Не умеешь, не берись», а можно и нужно – « На ошибках учатся». «Еще месяц назад ты этого не умел, а теперь умеешь». Очень важно, чтобы ребенок знал, что  родители на его стороне, они хотят его понять, готовы помочь, намерены считаться с его мнением. Нужно, чтобы ребенок не раз слышал: «ничего страшного, разберемся, исправим, решим, подумаем.

С самого рождения ребенку важно чувствовать и слышать родительскую любовь. Прикосновения, объятия, тепло, ласковые подбадривающие слова, забота, улыбки. Поэтому  как можно чаще обнимайте своих детей и друг друга. Если дети до семи лет, были лишены таких контактов, то вырастая им труднее приспособиться к жизни, они не способны любить других. Психологи советуют обниматься не реже четырех раз в день, но лучше — все восемь. Объятия имеют,  обезболивающий эффект, улучшают сон, избавляют от стресса и депрессий, придают жизненных сил и  энергии. Берегите свою семью и детей, пусть это приносит вам радость и счастье.

 

 

 

 

Психолог  УЗ «Костюковичская ЦРБ»                             Бородавченко И.М.