ШКОЛА ПРОТИВ COVID-19

Пандемия коронавирусной инфекции серьезно изменила нашу жизнь. Изменились условия труда и быта людей, изменились возможности людей при организации досуга. Определенного рода коррективы не обошли стороной и систему организации образовательного процесса в школах.
Стоит отметить, что если раньше такие понятия как «инфекционный контроль», «противоэпидемическая готовность», «эпидемиологическая безопасность» были характерны в основном для организаций здравоохранения, то сегодня эта терминология перешла границы системы здравоохранения и применима к другим объектам, в том числе к учреждениям образования.
Школа – один из социальных институтов, предполагающий активную коммуникацию, в том числе общение учащихся между собой, общение педагогов и учащихся в рамках образовательного процесса, а также профессиональное общение работников учреждений образования.
Однако, в настоящее время активная коммуникация при несоблюдении определенных условий несет в себе реальную угрозу распространения инфекционных заболеваний, в том числе инфекции COVID-19.
Конечно же, родители переживают за здоровье своих детей, тем более что уже 1 сентября школьники вернутся в школьные классы.
Уже сегодня результаты эпидемиологического слежения говорят об интенсификации эпидемического процесса, которая выражается в том числе в увеличении ежедневно регистрируемого количества случаев инфекции COVID-19. Изменились некоторые характеристики возбудителя, эстафету принял новый для нас вариант вируса – Дельта. Его механизмы адаптации в человеческой популяции позволили приобрести новые свойства, которые усложняют борьбу с распространением инфекции. Так, новый вариант вируса обладает значительно большей способностью к заражению, в структуре заболевших увеличивается удельный вес населения более молодого возраста, более ярко заболеванием проявляется у детей.
Давать какие-либо прогнозы по поводу уровня заболеваемости на протяжении учебного года достаточно сложно. Единственное, что можно сказать с уверенностью, — образовательный процесс в школах Могилевской области должен и может быть безопасным. Важно понимать, что система обеспечения эпидемиологической безопасности образовательного процесса не может быть сведена только к школе. Это многоуровневая комплексная система, включающая в себя противоэпидемическую готовность учреждений образования, в том числе охват профилактическими прививками работников, наличие в достаточном количестве сил и средств профилактики (средства защиты, дезинфекционные препараты, средства гигиены для учащихся и работников и т.д.), организационную составляющую, предполагающую планирование образовательного процесса, организацию занятий, питания, отдыха учащихся, принципиальный контроль проведения профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Министерством здравоохранения и Министерством образования разрабатываются соответствующие рекомендации по организации образовательного процесса в условиях распространения инфекции COVID-19. В текущем году при разработке рекомендаций принимается во внимание накопленный опыт работы в прошлом учебном году. Врачи и педагоги стараются создать максимально безопасные и комфортные условия для обучения детей.
К началу нового учебного года в каждом учреждении образования должен быть разработан план мероприятий по предупреждению распространения инфекции COVID-19, где будут отражены конкретные мероприятия, направленные на профилактику заноса инфекции, а также на предотвращение распространения инфекции в учреждении.
Профилактические и санитарно-противоэпидемические мероприятия в учреждениях образования – это целая система последовательных и взаимосвязанных элементов, которая начинается от утреннего «входного фильтра» и заканчивается комплексом мер при регистрации случая заболевания среди учащихся или работников.
Построение системы противоэпидемической защиты базируется на сведениях об особенностях заболевания и характеристиках возбудителя. Обладая данными о механизмах и путях передачи инфекции, устойчивости вируса во внешней среде мы можем моделировать эпидемический процесс формировать комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий. В случае коронавирусной инфекции мы понимаем, что необходимо создать эффективные барьеры на пути распространения вируса, а это вакцинация работников, соблюдение принципов дистанцирования, использование средств защиты органов дыхания, гигиена рук, респираторный этикет, дезинфекционные мероприятия в помещениях.
Все мероприятия должны быть четкими и последовательными. Лица, ответственные за реализацию санитарно-противоэпидемических мероприятий должны отчетливо понимать свою роль в системе противоэпидемического обеспечения. Для этого накануне учебного года с работниками системы образования проводится соответствующее обучение с отработкой практических навыков на рабочих местах.
Конкретными примерами санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий являются: «утренний фильтр» — оценка состояния здоровья работников и учащихся, опрос о наличии симптомов острых респираторных инфекций, термометрия на входе; обязательное использование работниками средств защиты органов дыхания; наличие и доступность средств обработки рук; обеспечение физического дистанцирования – зонирование рекреационных зон и помещений, закрепление учебных помещений за классами, рассадка учащихся, формирование графиков перемен и приема пищи, ограничение проведения массовых мероприятий и другие.
Помимо вышеописанных способов и приемов неспецифической профилактики на сегодняшний день нам доступен наиболее эффективный инструмент специфической профилактики – вакцинация, которая способна обеспечить реальную защиту, как работников, так и учащихся учреждений образования.
Вакцинация работников системы образования – один из важнейших элементов противоэпидемической защиты в учреждениях образования.
Тактика вакцинации против инфекции COVID-19 определена Национальным планом мероприятий по вакцинации против инфекции COVID-19 в Республике Беларусь на 2021-2022 годы. План предполагает поэтапное проведение кампании иммунизации с обеспечением охвата не менее 60% всего населения каждого региона в течение 2021 года. Кроме того, Министерством здравоохранения доведены оптимальные показатели охвата вакцинацией отдельных категорий населений.
На сегодняшний день и руководители учреждений здравоохранения и родители должны понимать, что безопасным в эпидемиологическом отношении учреждением для ребенка может быть только учреждение, в котором отработан весь комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе обеспечен охват вакцинацией работников не менее 75% от списочного состава. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения именно такой уровень охвата вакцинацией необходим для безопасного достижения коллективного иммунитета против COVID-19, при этом прервется передача инфекции и снизится уровень носительства возбудителя.
Педагоги подвергаются высокому профессиональному риску заражения и распространения инфекции, т.к. по роду своей деятельности контактируют с большим количеством людей. Но помимо профессионального риска каждый работник, как человек может иметь личный риск, связанный с индивидуальным состоянием здоровья (возраст, сопутствующие заболевания, которые повышают риск тяжелого течения коронавирусной инфекции). У каждого работника, даже если он молод и здоров, дома есть родственники – пожилые или с ослабленным здоровьем, для которых COVID-19 может быть крайне опасен.
Когда в образовательном учреждении заболевает педагог – это всегда проблема. В данном случае появляется угроза здоровью и жизни самого заболевшего, так же риску подвергаются его ученики и коллеги, контактировавшие с заболевшим учителем. А дальше, как по цепочке — могут инфицироваться контактные, далее – члены их семей. Кроме того, болезнь педагога – это отсутствие на рабочем месте, нарушение учебного процесса, поиск замены и т.д.
Таким образом, вакцинация педагогов сделает болезнь более редкой в школьной среде и позволит уберечь здоровье детей и спасти детские жизни.
Принимая те или иные решения о проведении санитарно-противоэпидемических, в том числе некоторых ограничительных, мероприятий мы всегда надеемся на сознательность и солидарность наших граждан. Общество в данном контексте – один из ключевых факторов борьбы с инфекцией.
Несмотря на ряд нормативных и методических документов по профилактике коронавирусной инфекции, обеспечение противоэпидемической готовности учреждений образования эффективная защита невозможна без еще одного очень важного и значимого элемента – родителей.
С одной стороны, родители в данном случае вправе обладать сведениями о проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях в учреждениях образования, в некотором плане быть «наблюдателями» за принимаемыми профилактическими мерами, чтобы быть уверенными в безопасности пребывания детей в учреждении образования.
С другой стороны, родители – активные участники системы противоэпидемического обеспечения. Инфекция не знает границ и не всегда территория учреждения образования является непреступной для вируса. От поведения детей вне школы, от мер, принимаемых родителями вне школы, зависит величина риска заноса инфекции в учреждение образования.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: — учебный год начинается и будет проходить в условиях распространения коронавирусной инфекции среди населения;
— в учреждениях образования должны и могут быть созданы безопасные условия пребывания детей и работников;
— противоэпидемическая защиты в школе – это целая система последовательных и взаимосвязанных элементов, комплекс профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленный на предотвращение заноса и распространения инфекции;
— наиболее эффективные санитарно-противоэпидемические мероприятия в учреждениях образования – это вакцинация работников, соблюдение принципов дистанцирования, использование средств защиты органов дыхания, гигиена рук, респираторный этикет, дезинфекционные мероприятия в помещениях;
— родители – активные участники системы противоэпидемического обеспечения. От поведения детей вне школы, от мер, принимаемых родителями, зависит обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях образования.
Заведующий отделом эпидемиологии
УЗ «Могилевский облЦГЭиОЗ»
М.Н.Сакович