Рациональное, сбалансированное питание является одним из неотъемлемых компонентов здорового образа жизни, обеспечивающего сохранение здоровья, высокую работоспособность, являющегося важнейшим фактором профилактики заболеваний. Особое значение питание имеет в детском возрасте, когда формируются основные физиологические, метаболические, иммунологические механизмы, определяющие здоровье человека на протяжении всей его последующей жизни, и предпочтение тех или иных продуктов, также оказывающих влияние на здоровье каждого из нас.
Школьный период, охватывающий возраст от 6 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием человека. К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, спортивные секции, домашнее задание).
Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха детей. Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня считается четырехкратный прием пищи с интервалами между приемами 3,5-4 часа.
Для того, чтобы рацион был полноценным и сбалансированным, необходимо потреблять разнообразные продукты. Растущий организм необходимо обеспечивать достаточным количеством белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, воды. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Такие продукты, как рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты в течение недели обязательно должны присутствовать 2-3 раза. Хлеб и хлебобулочные изделия желательно употреблять из муки грубого помола.
Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
При приготовлении пищи дома рекомендуется отдавать предпочтение блюдам, приготовленным на пару, отварным и запеченным кулинарным изделиям, а не жареным и копченым. При приготовлении пищи следует использовать только йодированную соль, досаливая ею пищу после приготовления. Приобретая в магазинах готовые продукты питания для детей, необходимо изучить их ингредиентный состав. Не следует использовать для питания детей продукты питания, содержащие усилители вкуса и аромата, консерванты. Необходимо исключить из питания жгучие и острые специи, уксус, майонез, кетчуп, а также ограничить употребления сахара и мучных кондитерских изделий. Категорически запрещены в меню ребенка фастфуды, чипсы, гамбургеры, сосиски в тесте, картошка фри, шоколадные батончики, сладкие, особенно цветные газированные напитки. Из кондитерских изделий рекомендуется употреблять продукты, богатые пектиновыми веществами — зефир, мармелад, пастилу.
Питание всухомятку также крайне нежелательно. Это прямой путь к развитию у детей гастритов, заболеваний щитовидной железы, ухудшения зрения и других хронических заболеваний. Поэтому, очень важно, чтобы ребёнок получал в школе горячее питание, которое должно состоять из гарнира, мясного блюда, салата и напитка. Учащиеся, получающие в школе питание, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой.
Важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом необходимые гигиенические навыки, обучаясь правилам поведения за столом. Навыки и привычки, привитые с детства, сопровождают человека в течение всей его жизни.
Помните, что от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.
Для профилактики появления избыточной массы и ожирения кроме питания большое значение имеет физическая активность не только в виде уроков физической культуры в учебное время. Наиболее предпочтительны плавание, велоспорт, лыжи, танцы, заниматься которыми лучше всей семьей.