21.05.2015

Информационный материал ко Всемирному дню без табака:

Информационный материал ко Всемирному дню без табака:

Прекратить незаконную торговлю табачными изделиям

 (31 мая 2015 г.)

 

Ежегодно 31 мая ВОЗ и партнеры отмечают Всемирный день без табака, привлекая внимание к рискам для здоровья, связанным с употреблением табака, и выступая за проведение эффективной политики в целях снижения уровней его потребления.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) — специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения Земли. Она была основана в 1948 году.

В специализированную группу ООН, кроме ВОЗ, входят ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), Международная организация труда (МОТ), ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям), Продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН (ФАО) и др.

В этом году ООН празднует 70-летие своей деятельности. Всемирный день здоровья — 2015 года — это ещё один повод напомнить о деятельности ВОЗ, как специального учреждения ООН, касающейся разработки и реализации глобальных стратегий сохранения и укрепления здоровья населения.

Незаконная торговля табачными изделиями является серьезной глобальной проблемой во многих отношениях, включая вопросы охраны здоровья, правовые и экономические аспекты, вопросы управления и коррупции.

         Масштабы проблемы

Согласно данным исследований, включая информацию, предоставляемую глобальным таможенным сообществом, на долю незаконного рынка табачной продукции может приходиться почти каждая десятая сигарета, потребляемая в мире. По оценкам Европейской комиссии, издержки ЕС и его государств-членов, связанные с Незаконной торговлей сигаретами, превышают 10 миллиардов евро в год за счет потерь налоговых и таможенных поступлений.

Незаконная торговля является проблемой не только стран с высоким уровнем доходов; почти все страны во всем мире в той или иной: форме затронуты проблемой незаконной торговли. В ответ на угрозу, которую представляет незаконная торговля табачными изделиями, международным сообществом был обсужден и принят в ноябре 2012 года Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, являющийся первым протоколом к РКБТ ВОЗ.

              Цели кампании Всемирного дня без табака 2015 года

  • Повысить уровень информированности о вреде для здоровья людей, связанном с незаконной торговлей табачными изделиями, особенно для молодежи и групп населения с низким уровнем дохода, ввиду большей доступности и ценовой приемлемости этой продукции.
  • Показать, как незаконная торговля табачными изделиями подрывает достижения и программы в области здравоохранения, меры борьбы против табака, такие как увеличение налогов и цен, графические предупреждения о вреде для здоровья и другие меры.
  • Продемонстрировать, как табачная промышленность участвует в незаконной торговле табачными изделиями.
  • Особо подчеркнуть, что незаконная торговля табачными изделиями служит средством получения крупной наживы для криминальных групп, используемой для финансирования других видов организованной преступной деятельности, включая наркотики, торговлю людьми и оружием, а также терроризм.
  • Содействовать ратификации Протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, присоединению к нему и использованию всеми Сторонами Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) и его скорейшему вступлению в силу путем привлечения к активному участию всех соответствующих заинтересованных сторон.

Ежегодно глобальная табачная эпидемия уносит около 6 миллионов человеческих жизней. Более 600 ООО человек из числа этих людей не являются курильщиками и умирают в результате вдыхания вторичного табачного дыма. При бездействии с нашей стороны к 2030 году эпидемия будет ежегодно приводить более чем к 8 миллионам случаев смерти. Более 80% этих предотвратимых случаев смерти будут происходить среди жителей стран с низким и средним уровнем дохода.

 

 

Деятельность по профилактике потребления табака

в Республике Беларусь

 

В стране действует ряд нормативных правовых документов, в том числе:

Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. №28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий»;

Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 года № 225-3 «О рекламе»;

         Кодекс Республики Беларусь об административных нарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-3.

         Республика Беларусь ратифицировала Рамочную Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (далее — РКБТ ВОЗ) в 2005 году.

Достигнуты определенные результаты.

Так, запрещено размещение (распространение) рекламы табачных изделий,  бесплатное распространение табачных изделий, в том числе, использование их в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий.

Определены требования к упаковке и маркировке табачных изделий в соответствие с требованиями международных норм.

Запрещена продажа табачных изделий гражданам в возрасте до 18 лет, а также розничная торговля табачными изделиями: в учебных, лечебных, детских культурно-зрелищных и воспитательных учреждениях; в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, спорта и пр.

Запрещено курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения; на ряде объектов общественного питания; в помещениях органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций; на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена; во всех видах общественного транспорта и др.

В соответствии со статьей 17.9. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно запрещено, влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

В соответствии со статьей 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные должностные лица органов внутренних дел, органов железнодорожного пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта, метрополитена.

         В соответствии с «Правилами пользования Жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013г. № 399, не допускается курение в местах общего пользования (на лестничных маршах и площадках, в лифтовых холлах, коридорах и т.п.). На нарушителей работниками организаций жилищно-коммунального хозяйства составляются протоколы об административной ответственности, и на них налагается штраф в размере до тридцати базовых величин.

В целях реализации права органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, на осуществление контроля за соблюдением запрета курения, в 2011 году постановлением Минздрава внесены дополнения и изменения в санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, касающиеся запрещения курения в учреждениях (организациях) здравоохранения, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения, на объектах общественного питания, вокзалах, станциях метрополитена, в вагонах поездов, на судах (в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2002 г. № 28).

Работа по ужесточению мер, направленных на противодействие потребления табака продолжается, прежде всего, на законодательном уровне. Так, по инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь внесены изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года №28 (вступят в силу с 1 июля 2015 года):

«Запрещается… при производстве товаров, не являющихся табачными изделиями, имитация внешнего вида и использование наименований табачных изделий в наименованиях таких товаров»;

«Выкладка табачных изделий в витринах, на ином торговом оборудовании. Информация о табачных изделиях, реализуемых в торговых объектах и объектах общественного питания. Может размещаться в виде перечня табачных изделий с указанием их наименований и цены».

Также на Межведомственном совете при Совете Министров Республики Беларусь по инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь рассмотрен вопрос об ограничении (запрещении) изготовления, продажи, распространения электронных сигарет на территории страны.

Кроме того, Министерством здравоохранения Республики Беларусь внесены предложения по изменению и дополнению Закона Республики Беларусь «О рекламе» в части запрета рекламы товаров, сходных с табачными изделиями по наименованию, либо внешнему виду изделия или его потребительской упаковки. Проект Закона находится на 2-м чтении в Палате представителей Национального Собрания Республики Беларусь.

Совет Евразийской экономической комиссии принял технический регламент на табачную продукцию, который вступит в силу в мае 2016 года. Одно из требований данного документа — оформление упаковки табачных изделий. Техрегламентом определено, что на лицевой и оборотной сторонах будут размещены предупреждения о вреде курения, которые включают в себя изображения и текст. Предупреждения будут занимать 50% площади двух сторон упаковки и располагаться на верхней лицевой и нижней обратной сторонах упаковки. Это требование полностью соответствует рекомендациям РЮБТ ВОЗ. Сейчас в Республике Беларусь предупреждения на пачке или боксе табачных изделий занимают 30 % каждой из больших сторон пачки (бокса), располагаются в их нижних частях и не содержат изображение.

В соответствие с техрегламентом требуется обязательное нанесение на упаковку информации о содержании в табачном изделии канцерогенных и мутагенных веществ. Сведения на упаковке не должны содержать любой термин, описание или знак, которые создают ложное впечатление о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие. Не допускается нанесение на упаковку количественных показателей содержания смолы, никотина и монооксида углерода в дыме, а также информации о том, что потребление данного табачного изделия снижает риск возникновения заболеваний. Кроме того, при реализации сигарет не будет допускаться использование рекламных листов — вкладышей.

Принятый техрегламент не регулирует некурительные табачные изделия. В соответствие с решением Совета ЕЭК Минздравы стран- участниц подготовили проект соглашения о запрете некурительных табачных изделий. В нашей стране Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. №28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» запрещены производство и оборот некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания, изготовленных из табака, извести и другого нетабачного сырья либо частично или полностью изготовленных из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК

организаций, осуществляющих лечение табачной зависимости

 

  1. УЗ «Городской клинический наркологический диспансер»

г. Минск   ул. Гастелло 16           тел. 2035698,   2038151;

 

  1. УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия- наркология»

г. Минск  ул. П.Бровки 7       тел. 3318496,  3317970;

 

  1. Молодеченский городской психоневрологический диспансер

г. Молодечно   ул. В.Гастинец 58            тел.(8-0176)-754663, 754672;

 

  1. Солигорский городской психоневрологический диспансер

г. Солигорск  ул. Коржа 1           тел. (8-0174)220068, 226225;

 

  1. Борисовский психоневрологический диспансер

г. Борисов   ул. Связная 47             тел. (8-0177)736512, 750060;

 

  1. Областное клиническое  медицинское  объединение «Психиатрия —  наркология»     г. Гродно    пр. Космонавтов 60/6      тел. (8-0152) 756760

751221;

 

  1. Лидский психоневрологический диспансер

г. Лида    ул. Кирова 16              тел. (8-01561) 32081, 26509;

 

  1. Слонимское психоневрологическое отделение (амбулатория)

г. Слоним    ул. Советская 56      тел. (8-01562) 25737, 25810;

 

  1. Витебский областной клинический центр психиатрии и наркология

г. Витебск    ул. Гагарина 10-А   211300;  ул. Центральная 1 тел. (8-0212)  276057,  432317;

 

  1. Полоцкая областная психиатрическая больница

г. Полоцк   ул. 23 Гвардейцев 4а         тел. (8-0214) 434757,  434660

 

  1. Новополоцкий психоневрологический диспансер

г. Новополоцк  ул. Гайдара 4    тел. (8-214)  539677;

 

  1. УЗ «Могилевский областной наркологический диспансер»

г. Могилев    пер. 4  Мечников     тел. (8-0222) 286290, 285910;

 

  1. Наркологическое отделение филиал УЗ «БЦБ» «Бобруйский наркологический диспансер»

г. Бобруйск   ул. Гагарина 4  тел. (8-0225) 431637;

 

  1. УЗ «Брестский областной наркологический диспансер»

г. Брест  Северный городок – корпус 7 тел. (8-0162) 282041,    282043;

 

  1. Пинский межрайонный наркологический диспансер

г. Пинск    ул. Рокоссовского   тел. (8-0165)336409,  336420;

 

  1. Барановический межрайонный наркологический диспансер

г. Барановичи ул. Парковая 53      тел. (8-0163)487373, 452638;

 

  1. УЗ «Гомельский областной наркологический диспансер»

г. Гомель    ул. Д. Бедного 26-А      тел. (8-0232) 714327, 713322;

 

  1. Светлогорский психоневрологический диспансер

г. Светлогорск    ул. Школьная 4  тел. (8-02342) 23794,  21238;

 

  1. ГУ «Жлобинский межрайонный наркологический диспансер»

г. Жлобин   ул. Воровского 1         тел. (8-02334) 27266,   27274;

 

  1. УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер»

г. Мозырь  ул. Малинина 9    тел. (8-0236) 340999,   341099, 340999;

 

 

 

Информационный материал подготовлен специалистами отдела общественного здоровья ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».